Средства Массовой информации в условиях войны

В тяжелейших условиях войны перед лицом смертельной угрозы, общей для всех, произошло небывалое единение всего народа. «Все для фронта, все для победы!» − этот боевой призыв стал законом  жизни каждого советского человека.

Немалую роль в этом сыграли средства массовой информации, которые освещали  боевые действия, поддерживали веру в Родину и в  победу. Работа шла в особом режиме. Важную роль играло радио: правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР вышло в эфир в 12 часов дня 22 июня, а через 45 минут – вышел первый военный выпуск газеты «Последние известия».

24 июня 1941 года создается «Совинформбюро», задачей которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. До окончания войны каждый день миллионы людей начинали и заканчивали день сообщениями «Совинформбюро». Передавалось более 2 тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения «В последний час».

Вместо многих центральных и местных газет появляются новые, прежде всего фронтовые газеты всех уровней – от армейских до общевойсковых. Кроме того, существовало огромное количество тыловых, подпольных, партизанских изданий, выходивших на оккупированных территориях. Все они на разных языках народов СССР писали о положении на фронте и о героизме солдат и офицеров, о борьбе в тылу врага.

Всего к концу 1942 года насчитывалось  около 700 изданий, выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. 

  

Например, в центральных газетах регулярно выходили отчеты о военных событиях, отчеты с прошедших заседаний партии, печатались письма солдат. За период Великой Отечественной войны только в редакцию газеты «Правда»  поступило более 400 тысяч писем солдат. Тираж газеты увеличился в 1,5 раза, и было выпущено тысяча триста номеров газеты.

В период войны выходило так же двадцать наименований журналов для армии и флота политического и литературно-художественного направления.

Массовыми тиражами выпускались листовки, плакаты, воззвания, обращения для распространения среди своих войск и войск противника.

В военный период неизмеримо возросла роль наглядной агитации. Только за первые девять дней войны на улицах Москвы было расклеено около полутора миллионов лозунгов и плакатов. Десятки поэтов обратились к массовой агитации, к формам стихотворной сатиры.

По примеру «Окон РОСТА» Маяковского поэты и художники выпускают «Окна ТАСС», пользующиеся большим успехом среди самых широких слоев населения. Карикатура с подписью в стихах, басня, фельетон, эпиграмма — стали обычным явлением газетной прессы.

Выходил сатирический журнал «Фронтовой юмор», сборники «Краснофлотский смех», «Бойцы смеются», «Прямой наводкой», «Веселая землянка» и т. д. В каждой армейской газете были свои отделы сатиры, уголки юмора, где печатались не только профессиональные поэты, но зачастую и рядовые бойцы.

Развивалась фотопублицистика - фотокорреспонденты запечатлели,  донесли до своих современников и сохранили для будущих потомков героические будни того времени. С 1941 г. выходили специальные журналы «Фронтовая фотоиллюстрация» и «Фотогазета».

Для работы во фронтовых газетах приглашались как профессиональные журналисты, так и известные писатели. С первых дней войны писатели-публицисты Шолохов, Горбатов, Сурков, А. Толстой, Леонов, Тихонов, Шагинян, Симонов и другие начали писать о войне для газет. Михаил Шолохов («Наука ненависти», «Они сражались за Родину»), Константин Симонов («Русские люди»). Очерки П. А. Лидова о Зое Космодемьянской воздействовали на солдат и моряков с великой силой.

 В цикле «Ленинградские рассказы» публиковались рассказы Николая Тихонова о жизни ленинградцев во время блокады. Эти истории были отнюдь не вымышленными — писатель и журналист сам прошел через все муки оккупированного города и был очевидцем страшных и жестоких смертей, голода и страха.

Как видим, художественная литература так же перестроилась на военный лад. Все силы писателей были отданы одной общей цели — разгромить врага. В сущности, литература того периода стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов.

Категория: Стаханов во время ВОВ | Добавил: scbs (13.06.2020)
Просмотров: 534 | Теги: 75летВеликойПобеды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]