Дворец культуры им.М.Горького - памятник самолету.

       В самом центре города Стаханова возвышается величественное здание городского  Дворца культуры им. Горького. С высоты птичьего полёта представляет собой огромный самолёт АНТ – 20. История создания дворца уходит в далёкий 1932 год, когда на сессии Всеукраинского Центрального исполнительного комитета было принято решение о строительстве нового социалистического города Кадиевки.

    Ну а раз город, значит, надо обретать соответствующий облик: из госбюджета было выделено 250 миллионов рублей, на которые были построены школы, кинотеатр «Стахановец» (впоследствии «Мир»), другие объекты соцкультбыта. 

     В это время «В группе писателей и журналистов, возглавляемой М. Кольцовым, — читаем на сайте ОАО „Туполев“, — родилась идея отметить сорокалетие литературной деятельности М. Горького постройкой самолета-гиганта невиданных ранее размеров. Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолета, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший около 6 млн. рублей». И так сложилось, что большую часть этих средств, почти 60%,  собрали жители Кадиевки, так что самолет-рекордсмен был для них не чужим. В1934 году в СССР был построен в единственном экземпляре восьмимоторный самолет АНТ-20 «Максим Горький» – в то время самый большой самолет в мире: размах его крыльев превышал 60 метров, масса - 42 тонны, вместимость - 80 пассажиров и 8 членов экипажа. Главный конструктор самолета - А.Н. Туполев.

       18 мая 1935 года на центральном аэродроме Москвы проходил демонстрационный полет, после которого АНТ-20 должен был быть передан в агитэскадрилью им. Горького.  Сопровождавший его тренировочный самолет под руководством летчика Благина делал фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета на высоте 700 м. При выходе из мертвой петли летчик Благин своим самолетом ударил по фюзеляжу  вблизи хвостового оперения самолета «Максим Горький». Последний, вследствие полученных  повреждений от удара тренировочного самолета, стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке Сокол в районе аэродрома.

      В связи с этим кадиевчане обратились к правительству с просьбой об увековечивании памяти этого лайнера. Просьба заключалась в том, чтобы в городе построить Дворец культуры, который бы стал памятником самолету. В том же 1935 году было начато индивидуальное проектирование Дворца культуры.  Отсюда и форма здания местного ДК, и присвоенное ему имя.

      Индивидуальный проект ДК разработал московский архитектор К.А. Толь, специально для этой цели вызванный из Москвы.

    В 1937 году началось строительство Дворца. Место выбрали в центре города, но над обрывом, который решено было засыпать. Слева возвышался Георгиевский храм, пришкольный парк, а в нем пруд. Пруд осушили, но место так и осталось топким. Для того чтобы засыпать яр и отнивелировать площадку под строительство, обратились к жителям города. Работали почти все горожане на субботниках и воскресниках. Большим организатором этой работы была Анастасия Андреевна Чуркина. Алексей Стаханов, движение которого гремело по всей стране, оказывал помощь в строительстве, ускорил его проектирование, пробил фонды, материалы. Руководили строительством опытные инженеры и мастера. Среди них В. Ф. Сальшеков, С. И. Осипов, Л.Т. Коваль, П. П. Вильт, М. Р. Куперман и другие. На строительство было отпущено 300 тыс. руб. Первый кирпич заложил начальник карьера В.К. Батаков, он же делал рельеф местности, организовал производство качественного красного кирпича. Возглавил строительство горком угольщиков. Бригады каменщиков по 40 человек работали под руководством Лукьянова, Белова и др. Бригады штукатуров – И.С. Родина, Козлова из Ворошиловграда. Монтажные работы проходили под руководством Данильченко. Бригада Жемилова (начальник участка Узунов) произвела монтаж планшета сцены весом в 14 т. Установила под потолком плафон весом в 6 тонн. Общая площадь здания ДК составила 10,674 кв. м.

      Строительство продолжалось до самой войны. Были закончены все работы, кроме полов, зрительного зала и сцены. Но корпус здания Дворца и театральная часть уже имели вид настоящего ДК, т.е. наружные строительные работы были завершены.

     Потом, когда территория была оккупирована, весь лес со стройки сняли. На открытых террасах здания стояли зенитки. С августа 1941 года в  торцовой части ДК, т.е. в помещении теперешнего музея, размещался госпиталь для раненых 4-й стрелковой дивизии 12-й армии, сдерживавшей натиск фашистов, рвавшихся в город. 

       Во время фашистской оккупации у стен недостроенного Дворца гитлеровцы расстреливали тех, кто боролся с ними.

      В годы войны Дворцу был нанесен огромный ущерб.  Жители города для ремонта, строительства своих домов и квартир растаскивали с недостроенных объектов, в том числе и с Дворца, рамы, двери, доски, стекло, кирпич.

    Осенью 1947 года на совместном заседании исполкома горсовета и бюро горкома партии обсудили вопрос о восстановлении Дворца культуры, стадиона «Победа» и поликлиники. Было решено объявить эти стройки народными.

     Восстановление поликлиники и стадиона «Победа» было доброжелательно воспринято горожанами. Метод народной стройки для Дворца культуры не дал эффективных результатов. Нужны были высококвалифицированные специалисты-краснодеревщики, отделочники, лепщики, скульпторы, паркетчики, маляры и т.д., которых просто не было.

   Зам. Министра Кондрат Иванович Поченков своим приказом создал специальное стройуправление по строительству ДК. Для его восстановления, реставрации и строительства были привлечены лучшие силы не только нашего города, но и мастера из Ростовского фонда художников, которые занимались ваянием, лепкой и оформлением интерьеров.

     Проект восстановления ДК делал Харьковский институт «Южшахтопроект». Архитектор этого проекта - В.В. Полупута. Он же автор фонтанов на площади перед ДК. На восстановление дворца израсходовали 1,5 млн. рублей и было потрачено  106600 человеко-дней. Именно такова цена дворца – красавца со зрительным залом на 800 мест, лекционным залом на 350 мест.

     Сроки к открытию первой очереди ДК были жесткими – к 30-летию Великого Октября, т.е. к 7 ноября 1948 года. Однако не все шло гладко. Сроки строительства срывались, выполненные штукатурные работы комиссия не приняла с первого раза. Наконец, в газете от 10.10.1948 года прозвучали оптимистические нотки: «С каждым днем близится к концу строительство первой очереди ДК. На всех участках стройплощадки выставлены доски-графики со сроками окончания всех видов работ и ответственных. Спланирована и асфальтируется площадь перед главным фасадом, сооружаются фонтаны. Заканчивается отделка и окраска главного вестибюля. В просторном двухцветном фойе установлена скульптура тов. Сталина. В нижнем вестибюле установлены скульптуры  горняка и горнячки. В мастерских Ростовского отделения худфонда СССР изготовлены скульптурные портреты  Героев Социалистического труда т.т. Касаурова, Синяговского, Смолякова, металлургов тов. Кривули, заслуженного учителя УССР тов. Новикова, энергетиков т.т. Калиниченко и Сургина, гл. инженера Ирменского шахтоуправления тов. Пушкарева, которые будут установлены в кулуарах дворца.

     На фабрике в Ростове изготавливается мебель для гостиной и вестибюля, часть которой уже завезена.  Доставлена люстра для зрительного зала.  Бригада  Ростовского отделения художественного фонда СССР подготовила картины для оформления зала, вестибюля, фойе, кулуаров.

       Заканчиваются сантехнические работы – отопления и канализации, которые производит Ирминская  строймонтажная контора.

     И вот настал торжественный день, и хотя к 7 ноября все не успели, открытие провели с большой помпой. В воскресенье, 28 ноября 1948 года, во Дворце культуры им. Горького состоялось торжественное заседание, посвященное его открытию. Дворец поражал воображение каждого, кто переступал его порог. Из воспоминаний современников: «…Зеркала отражали светлые колонны возле арки, за ними ширилась устланная коврами лестница. На площадках лестниц, в гостиных, фойе, в коридорах – картины в позолоченных рамах. В лекционном зале – светлая мебель, на высоких окнах – шелковые белые маркизы, под потолком – люстра. В этом зале барельефы Маркса и Энгельса, Белинского и Герцена, Пушкина и Толстого, Гоголя и Шевченко, Горького украшают высокую стену. На трибуне мощные скульптуры Ленина и Сталина, между ними, на фоне гипсовых знамён с золотыми кистями, стоит мемориальная доска, а на ней – слова гимна СССР. В кулуарах большого зрительного зала поставлены бюсты лучших людей Кадиевки».

 

    А потом наступили будни, и дворец начал интересную, насыщенную, кипучую жизнь.  Дворец культуры стал центром притяжения горожан. Хоровые, танцевальные коллективы,  драматический кружок стали гордостью дворца. Регулярно шли репетиции. Режиссёр Ривман поставил спектакль «Дети Ванюшина», который имел большой успех. На сцене ДК в 1957 году звучали оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Н.В. Лисенко «Наталка – Полтавка» и С.С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Художественные коллективы выступали не только в Кадиевке, но и в других городах Донбасса, а так же в Новгороде, Москве и даже в Болгарии.

 

      Жители города приходили во Дворец не только в выходные дни, но и в будни по вечерам, чтобы послушать и посмотреть песни и танцы, спектакль или оперу.

    В ДК приезжали с концертами коллективы из разных городов страны, поэтому культурная жизнь Кадиевки была богатой и интересной. Зрительный зал всегда был полон народа. Тяга людей к сценическому искусству была велика.

      В 1983 году  Дворец культуры им. Горького был взят под охрану государства как памятник архитектуры (решение облисполкома № 264 от 9 июня 1983 г.)

    Доныне во дворце сохранились живопись, скульптуры, лепнина в стиле соцреализма, создавая единый    художественный ансамбль.    Барельефы великих людей и по сей день украшают стены большого концертного зала, а вот скульптур Ленина и Сталина уже нет, они канули в идеологическую Лету.

    Прошли годы…. А Стахановский дворец культуры им. Горького – памятник архитектуры, по-прежнему, одно из красивейших  зданий региона. Дворец – сердце культуры города, его визитная карточка. Около семисот человек являются участниками художественной  самодеятельности пятнадцати коллективов городского дворца культуры. Восемь коллективов носят звание «Народный», три – «Образцовый». Народные   коллективы   хор   «Гвардия»   и мужской   квартет   «Джерело»   участвовали    в  конкурсах   «Мелодії шахтарської душі» (г. Павлоград Днепропетровской обл.), «Стежками Лемківщини» (Луганская обл.), «Пісні, опалені війною» (г. Луганск) и были награждены дипломами лауреатов, вымпелами и ценными подарками.

      В правом крыле здания ДК располагается Городской историко-художественный музей. В фондах музея насчитывается 54,8 тыс. единиц исторического отдела, 2,2 тыс. ед. художественного отдела.

     На сегодня для жителей города и его гостей открыты постоянно-действующие выставки: «Старая Кадиевка», «История города 1917 – 50-е г.г.», «История стахановского движения», «Стаханов и современность», «Украинское декоративно-прикладное искусство», «Мемориальный зал Н. Щелокова».

      Изданы: буклет  «Шахтеры – гвардия труда» (живопись, графика, скульптура из собрания музея), каталог «Третья городская художественная выставка», каталог «Дивлюсь на світ очима квітів» (акварельные  натюрморты народного самодеятельного художника Луганщины К. Бакулиной).

     В левом крыле здания ДК находится ДЮСШ №1, управления по делам семьи, молодёжи и спорта Стахановского городского совета, и городской зал бокса, где проходят городские, областные, региональные и международные соревнования.

 

 

     На фасаде ДК и на левом крыле здания, рядом с входом в музей расположены четыре мемориальные доски: мемориальная доска в честь освобождения г. Стаханова от фашистских захватчиков (1975 год), мемориальная доска партизанским отрядам г. Стаханова (1986 год), мемориальная плита установлена в честь 75-летия Стахановского движения (2010 год) и памятная доска украинскому писателю Остапу Вишне (2010 год).

      Несмотря на все сложности жизни, во дворец идут люди, звучит в нем песня.  Он не погиб, как его реальный прототип, а продолжает наполнять жизнь стахановчан всех возрастов красотой и радостью.

 

Вед. библиограф

О.В. Дрозд