«Мы жизнь свою, как песню пронесли…» Поэты и прозаики – участники Великой отечественной войны

Уже в первые дни войны в ряды Советской Армии вступили Н. Тихонов, и А. Твардовский, А. Сурков, и К. Симонов, С. Михалков, М. Танк, А. Малышко и многие другие — писатели всех братских республик Советского Союза.

Один из наиболее известных военкоров того времени – Константин Симонов  прошел тысячи километров по военным дорогам.  Свои впечатления и переживания описал в очерках, повестях, рассказах, стихах. Они звучали как по радио, так и распространялись по каналам Совинформбюро.   «Живые и мертвые», «Солдатами не  рождаются», «Сын артиллериста»,  «Дым Отечества», многочисленные сборники стихов знакомы многим.

А знаменитое стихотворение "Жди меня" стало словно заклинанием для большинства людей. Простые, казалось бы, слова вселяли такую безграничную надежду, что, как рассказывал сам автор, «вся армия таскала в левых карманах гимнастерки газетные вырезки со стихотворением. И когда писали письма домой, то вкладывали эти вырезки».

  • Жди меня, и я вернусь,
  • Всем смертям назло.
  • Кто не ждал меня, тот пусть
  • Скажет: - Повезло.
  • Не понять, не ждавшим им,
  • Как среди огня
  • Ожиданием своим
  • Ты спасла меня.
  • Как я выжил, будем знать
  • Только мы с тобой,-
  • Просто ты умела ждать,
  • Как никто другой.

Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Очень ярко это проявилось, например, в знаменитой поэме А. Твардовского «Василий Теркин» (1941 — 1945), ставшей поэтической энциклопедией фронтовой жизни. Солдат Василий Теркин стал поистине народным героем, а поэма разошлась на цитаты:  

  • Бой идет святой и правый.
  • Смертный бой не ради славы,
  • Ради жизни на земле.

Михаил Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро,  газет "Правда" и "Красная звезда". Он одним из первых открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова. В романе «Они сражались за Родину»  Шолохов воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны − отступление советских войск на Дону летом 1942 года.

В годы Великой Отечественной войны Борис Горбатов так же был военкором.  В своей книге «Непокорённые»  он рассказал о тяжелой жизни на оккупированной территории Донбасса во время Великой Отечественной войны. Здесь нет описаний боев, а  показана жизнь людей в родном селе под командованием фашистов. Жители вынуждены  терпеть унижения, побои, грабежи... Чего стоит образ матери, которая отсчитывает дни  жизни своих деток по оставшейся картошке и ложкам муки? Или попытка спасти еврейскую девочку в сундуке?

Перед нами встала картина народного подвига и народного горя, когда с одной стороны жестокость врага, а с другой гордость и достоинство, неисчерпаемая сила сопротивления.

Трудно представить, насколько мощное влияние на воспитание не одного поколения оказал роман о подвиге комсомольцев-подпольщиков А. Фадеева «Молодая гвардия». В романе есть все, что волнует подростка во все времена: атмосфера тайны, конспирация, возвышенная любовь, мужество, благородство, смертельная опасность и геройская гибель. «Молодая гвардия» роман о подвиге юных, об их мужественной смерти и бессмертии.

Особо хочется сказать о Василии Быкове. В его произведениях не было особых описаний кровавых сражений. Его задачей было больше исследование поведения человека в неординарной ситуации, характер героя. Тема войны широко освещает в таких произведениях  как «Волчья стая», «Карьер»,  «Сотников», «Альпийская баллада»,  «Обелиск» и других.

Проблема нравственного выбора характерна для всего творчества В. Быкова. Сам  автор не делил героев на хороших и плохих. Он дает эту возможность читателю, чтобы тот сам решил, кого осуждать, а кого считать героем. Так в повести «Сотников» решается проблема подлинного и мнимого героизма.

Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.

Борис  Васильев пошел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. Был в окружении, ранен. Знает войну не понаслышке. Его замечательное произведение "А зори здесь тихие" стало одним из самых популярных о войне. Основные события происходят в Карелии в 1942 году. Вчерашние школьницы, не задумываясь, уходили на фронт защищать свою Родину. Разве им следовало носить мужские сапоги и гимнастерки, держать автоматы в руках? Конечно, нет. Им бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Ради того, чтобы зори были тихие они не жалеют своей жизни.

Война – явление сложное, обстановка может измениться чрезвычайно быстро, и необходимо делать выбор. Особенно тяжело решать судьбы других людей, принимать на себя ответственность, во многом определять, кто останется жить. Именно такая ситуация нашла отражение в одной из ранних повестей Юрия Бондарева, участник войны, яркого представителя «лейтенантской прозы».

Повесть «Батальоны просят огня»  критики назвали «трагедией в прозе». Здесь речь идет о простой и одновременно жесткой реальности. Выполнив поставленную задачу, батальон ждет подкрепления. Но, пока шла переправа через Днепр, пока длился жестокий бой, изменилась обстановка на этом участке фронта. Командирам батальона передан новый приказ: держаться до последнего, отвлечь на себя силы противника. Подкрепления не будет. Такова жестокая логика войны.

Бессмертен подвиг солдат, которые защищали Сталинград. Об этих героях рассказывает нам Ю. Бондарев в романе «Горячий снег». Он описывает тех людей, с которыми встречался на войне, с которыми вместе шагал по дорогам Сталинградских степей, Украины и Польши. Толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке, спал, как говорят солдаты, на одном котелке, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и делился последним табаком на закрутку в конце танковой атаки.

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики.

Знаете ли вы, что фраза, которую многие считают крылатой, - «Никто не забыт и ничего не забыто» была написана Ольгой Берггольц, ленинградской поэтессой, которая стала голосом блокадного Ленинграда. Голосом, которого ждали умирающие от голода и холода люди, голосом, который давал им надежду….  Во время блокады она работала на ленинградском радио.  А строка эта, возможно, самая знаменитая в творчестве Ольги Берггольц, высечена на стеле Пискаревского кладбища и не может оставить равнодушным никого из тех, кто пришел поклониться защитникам и жителям Ленинграда:

  • Здесь лежат ленинградцы.
  • Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
  • Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
  • Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
  • Так их много под вечной охраной гранита.
  • Но знай, внимающий этим камням:
  • Никто не забыт и ничто не забыто.

Проблема войны актуальна и сегодня. Нельзя с уверенностью сказать, что война 1941-1945 годов была последней. Несмотря на все ранее прошедшие страшные войны, люди почему-то продолжают их развязывать, словно гибель сотен тысяч себе подобных, горе и слезы родных никого и ничему не учит. А это значит, что страшная тема будет иметь продолжение в произведениях писателей. Значение этих произведений все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Категория: Стаханов во время ВОВ | Добавил: scbs (13.06.2020)
Просмотров: 505 | Теги: 75летВеликойПобеды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]