Улица имени Юрия Гагарина
29.01.2012, 12:43

Современная улица Гагарина раньше называлась Кольцевой возникновение относится к концу XIX - начала XX столетия, когда в 1896 году Южно-Русским Днепровским металлургическим акционерным обществом, началось сооружение производственных корпусов бывшего коксохимического завода- Семейные рабочие, которые устраивались на стройку селились здесь же неподалеку от производственной площадки в землянках или каютках, которые сами же и сооружали. Одинокие рабочие проживали в одноэтажных казармах возведённых из  бутового камня с подслеповатыми окошками. Их крыши покрывались камышом или горбылями. Внутри казарм из досок сбивались двухэтажные нары.
Производственные корпуса завода возводились скоростными методами. За довольно короткий срок было построено восемь коксовых батарей. Для выжига кокса использовались угли местных шахт. Поэтому себестоимость производимой продукции была низкой и пользовалась большим спросом у металлургов.
В 1910 году представители немецкой фирмы "Копперс" убедили руководство Южно-Русского Днепровского металлургического акционерного общества, которому принадлежал коксохимический завод, построить на месте старых пламенных коксовых печей шесть батарей. Развернулось масштабное строительство. Немцы привезли современное оборудование, которое улавливало газообразные химические продукты коксования. Ежегодная переработка угля должна была быть доведена до 580 тысяч тонн. Чтобы вложиться в график возведения производственных мощностей, потребовалось привлечение, дополнительной рабочей силы. Поэтому, для вновь прибывающих рабочих строились одноэтажные казармы из местных стройматериалов. Располагались они рядами, напротив друг друга, образуя таким образом улицу, которую рабочие прозвали Кольцевой.
К1912 году Кадиевский коксохимический завод стал одним из самых крупных предприятий подобного рода в России. Продукция завода пользовалась повышенным спросом. Владельцы предприятия в целях увеличения своих барышей наращивали ее выпуск.
После свержения самодержавия, революционных потрясений и окончания гражданской войны(1918- 1920гг.), жизнь постепенно переходила на мирные рельсы. Рабочие возвращались на свои предприятия и приступали к возрождению их производственного потенциала. Люди восстанавливали свое жилье, строили новые дома. Постепенно Кольцевая стала приобретать вид городской улицы. Особенно значительные благоустроительные изменения происходили в первую пятилетку. Четко была очерчена проезжая часть, проложены тротуары.
В1931 году сессия Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета приняла решение о строительстве нового благоустроенного города Кадиевки и выделила на эти цели 250 миллионов рублей. По перспективному плану намечалось, что в южной части город будет ограничен Кольцевой улицей. Эта улица становилась основной транспортной артерией в восточном направлении в сторону Брянки, Алчевска и далее на Луганск. Проезжая часть улицы была вымощена булыжником, а на тротуары положены пиленные известняковые плиты.
По обеим сторонам улицы в 30-е годы XX столетия в основном возводились одноэтажные жилые дома для трудящихся коксохимического завода. Для одиноких молодых рабочих предприятия построили из тесаного бутового камня двухэтажное благоустроенное общежитие. А чуть повыше него, вдоль улицы выросло из красного кирпича красивое здание с колоннами - детский сад-ясли. На противоположной стороне улицы построили новую трехэтажную школу (бывшая средняя школа № 17). Еще одна школа была возведена недалеко от пересечения Кольцевой с современной улицей Богдана Хмельницкого (это здание не сохранилось, его снесли в годы перестройки).
В целях улучшения системы подготовки квалифицированных рабочих кадров для предприятия, руководство коксохимического завода приняло решение о сооружении комплекса зданий учебного городка школы фабрично-заводского обучения. К середине 30-х годов XX столетия строительство двухэтажных зданий учебного корпуса и общежития на 200 мест было успешно завершено. Соорудили и помещение столовой на 100 посадочных мест.
Свое продолжение Кольцевая получила и после ее пересечения с улицей Богдана Хмельницкого. В результате организации в Кадиевке регионального энергетического управления "Донбассэнерго" возникла проблема жилья для его сорудников. Вот его и стали строить на этом участке Кольцевой, которая в тот период представляла собой пустырь. Поэтому улица начала застраиваться вплоть до производственной площадки погрузочно-транспортного управления бывшего треста "Кадиевуголь", которое было создано в 1927 году.
Этот участок Кольцевой застраивался одноэтажными Двухквартирными благоустроенными домиками из тесаного бутового камня. Каждый домик располагался на земельном участке, пригодном для огорода и посадки фруктовых деревьев.
В период временной оккупации Кадиевки (июль, 1942 г. - сентябрь 1943 г.) гитлеровцами жилой фонд и администраивные здания, расположенные на этом участке улицы, практически не пострадали.
В послевоенный период некоторые изменения претерпела улица на участке от Б. Хмельницкого и вплоть до железнодорожного переезда в поселке Семеновка. В 50-е годы XX столетия на Кольцевой было построено несколько двухэтажных восьмиквартирных жилых домов. Реконструирован и значительно расширен учебный комплекс бывшей школы ФЗО (современный учебно-производственный городок высшего профессионального училища сферы услуг). Проезжая часть улицы и тротуары были заасфальтированы.
Когда 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой знаменитый полет в космос, городской совет принял решение переименовать Кольцевую в улицу Гагарина в честь этого эпохального события. Так вместе со всем городом продолжает свое дальнейшее существование и улица Юрия Гагарина.
 

Категория: Наши файлы | Добавил: scbs
Просмотров: 1615 | Загрузок: 0