Уже в первые дни войны в ряды Советской Армии вступили Н. Тихонов, и А. Твардовский, А. Сурков, и К. Симонов, С. Михалков, М. Танк, А. Малышко и многие другие — писатели всех братских республик Советского Союза. Один из наиболее известных военкоров того времени – Константин Симонов прошел тысячи километров по военным дорогам. Свои впечатления и переживания описал в очерках, повестях, рассказах, стихах. Они звучали как по радио, так и распространялись по каналам Совинформбюро. «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Сын артиллериста», «Дым Отечества», многочисленные сборники стихов знакомы многим. А знаменитое стихотворение "Жди меня" стало словно заклинанием для большинства людей. Простые, казалось бы, слова вселяли такую безграничную надежду, что, как рассказывал сам автор, «вся армия таскала в левых карманах гимнастерки газетные вырезки со стихотворением. И когда писали письма домой, то вкладывали эти вырезки».
Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Очень ярко это проявилось, например, в знаменитой поэме А. Твардовского «Василий Теркин» (1941 — 1945), ставшей поэтической энциклопедией фронтовой жизни. Солдат Василий Теркин стал поистине народным героем, а поэма разошлась на цитаты:
Михаил Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет "Правда" и "Красная звезда". Он одним из первых открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова. В романе «Они сражались за Родину» Шолохов воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны − отступление советских войск на Дону летом 1942 года. В годы Великой Отечественной войны Борис Горбатов так же был военкором. В своей книге «Непокорённые» он рассказал о тяжелой жизни на оккупированной территории Донбасса во время Великой Отечественной войны. Здесь нет описаний боев, а показана жизнь людей в родном селе под командованием фашистов. Жители вынуждены терпеть унижения, побои, грабежи... Чего стоит образ матери, которая отсчитывает дни жизни своих деток по оставшейся картошке и ложкам муки? Или попытка спасти еврейскую девочку в сундуке? Перед нами встала картина народного подвига и народного горя, когда с одной стороны жестокость врага, а с другой гордость и достоинство, неисчерпаемая сила сопротивления. Трудно представить, насколько мощное влияние на воспитание не одного поколения оказал роман о подвиге комсомольцев-подпольщиков А. Фадеева «Молодая гвардия». В романе есть все, что волнует подростка во все времена: атмосфера тайны, конспирация, возвышенная любовь, мужество, благородство, смертельная опасность и геройская гибель. «Молодая гвардия» роман о подвиге юных, об их мужественной смерти и бессмертии. Особо хочется сказать о Василии Быкове. В его произведениях не было особых описаний кровавых сражений. Его задачей было больше исследование поведения человека в неординарной ситуации, характер героя. Тема войны широко освещает в таких произведениях как «Волчья стая», «Карьер», «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск» и других. Проблема нравственного выбора характерна для всего творчества В. Быкова. Сам автор не делил героев на хороших и плохих. Он дает эту возможность читателю, чтобы тот сам решил, кого осуждать, а кого считать героем. Так в повести «Сотников» решается проблема подлинного и мнимого героизма. Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Борис Васильев пошел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. Был в окружении, ранен. Знает войну не понаслышке. Его замечательное произведение "А зори здесь тихие" стало одним из самых популярных о войне. Основные события происходят в Карелии в 1942 году. Вчерашние школьницы, не задумываясь, уходили на фронт защищать свою Родину. Разве им следовало носить мужские сапоги и гимнастерки, держать автоматы в руках? Конечно, нет. Им бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Ради того, чтобы зори были тихие они не жалеют своей жизни. Война – явление сложное, обстановка может измениться чрезвычайно быстро, и необходимо делать выбор. Особенно тяжело решать судьбы других людей, принимать на себя ответственность, во многом определять, кто останется жить. Именно такая ситуация нашла отражение в одной из ранних повестей Юрия Бондарева, участник войны, яркого представителя «лейтенантской прозы». Повесть «Батальоны просят огня» критики назвали «трагедией в прозе». Здесь речь идет о простой и одновременно жесткой реальности. Выполнив поставленную задачу, батальон ждет подкрепления. Но, пока шла переправа через Днепр, пока длился жестокий бой, изменилась обстановка на этом участке фронта. Командирам батальона передан новый приказ: держаться до последнего, отвлечь на себя силы противника. Подкрепления не будет. Такова жестокая логика войны. Бессмертен подвиг солдат, которые защищали Сталинград. Об этих героях рассказывает нам Ю. Бондарев в романе «Горячий снег». Он описывает тех людей, с которыми встречался на войне, с которыми вместе шагал по дорогам Сталинградских степей, Украины и Польши. Толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке, спал, как говорят солдаты, на одном котелке, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и делился последним табаком на закрутку в конце танковой атаки. Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики. Знаете ли вы, что фраза, которую многие считают крылатой, - «Никто не забыт и ничего не забыто» была написана Ольгой Берггольц, ленинградской поэтессой, которая стала голосом блокадного Ленинграда. Голосом, которого ждали умирающие от голода и холода люди, голосом, который давал им надежду…. Во время блокады она работала на ленинградском радио. А строка эта, возможно, самая знаменитая в творчестве Ольги Берггольц, высечена на стеле Пискаревского кладбища и не может оставить равнодушным никого из тех, кто пришел поклониться защитникам и жителям Ленинграда:
Проблема войны актуальна и сегодня. Нельзя с уверенностью сказать, что война 1941-1945 годов была последней. Несмотря на все ранее прошедшие страшные войны, люди почему-то продолжают их развязывать, словно гибель сотен тысяч себе подобных, горе и слезы родных никого и ничему не учит. А это значит, что страшная тема будет иметь продолжение в произведениях писателей. Значение этих произведений все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. | |
| |
Просмотров: 550 | | |
Всего комментариев: 0 | |